История колонизации Шли-Ланки начинается с 1505 года, когда на ее территории появились португальцы и установили монополию на торговлю ценнейшими специями. К 1597 году колонизаторы установили формальный контроль над островом, но они не смогли покорить могущественное сингальское княжество Канди, которое в 1658 году обратилось за помощью к голландцам, чтобы оказать сопротивление португальцам. Голландцы были более заинтересованы в развитии торговли и получении доходов, чем в проблемах земли и религии, поэтому сопротивлялись в полсилы, когда в 1796 году пришли англичане. Великобритания уничтожила суверенитет Канди и в 1815 году стала первой европейской страной, установившей свое господство над всем островом. Появилось множество плантаций кофе, чая, корицы и кокосовых орехов (на которых работали тамилы, привезенные из южной Индии), а английский стал национальным языком.
Независимости Шри-Ланка добилась 4 февраля 1948 года и вошла под названием Цейлон в состав Британского Содружества на правах доминиона. С тех пор 4 февраля отмечается в стране как национальный праздник - День Независимости. В 1972 страна была официально переименована в Шри-Ланку и перестала быть доминионом Великобритании, оставшись членом Содружества наций.
Последние десятилетия истории страны омрачены вооружённым конфликтом с повстанческой организацией «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ). Вооружённая борьба ТОТИ за создание на северо-востоке острова, населённого преимущественно тамилами, независимого тамильского государства Тамил Илама. 25 января 1998 террористы ТОТИ совершили теракт возле главной буддийской святыни Шри-Ланки - Храма Зуба Будды (Далада Малигава), изображение которого представлено на аверсе монеты. В терракте погибли 8 человек и 25 были ранены.
Храм Зуба Будды находится в высокогорном городе Канди, расположенном в самом центре Шри-Ланки, и входит в большой комплекс зданий: севернее храма располагается Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Храм построен в XVI веке специально для буддийской реликвии - Священного Зуба. С давних времен существовало поверье, что Зуб обладает волшебной силой: кому он принадлежит, тому принадлежит власть.
История реликвии, как и многие истории на Шри-Ланке, не совсем логичная и запутанная. Если коротко, то выглядит она так. Священный Зуб был найден в пепле погребального костра Будды в 543 году до нашей эры. В IV веке до нашей эры его привезла на Шри-Ланку женщина – браминка, и он хранился в Анурадхапуре. Затем реликвию долго перемещали с места на место, ее неоднократно похищали, потом возвращали. В 1283 году индийцы выкрали священный Зуб и увезли его в Индию, но царь Паракрамбаху III вернул его обратно, и до прихода португальцев Зуб находился в Канди. Но во времена борьбы колонизаторов с местными верованиями монахи-иезуиты захватили языческую святыню, вывезли на Гоа и торжественно сожгли. Однако сингалы этому не верили, они утверждали, что сожгли фальшивый Зуб. Настоящий Зуб, спрятав в своих волосах, привезла в Шри-Ланку принцесса Хемамалы, которая и передала реликвию правителям. Король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца в Канди, куда и был помещен священный Зуб.
Стены храма оформлены эпизодами из жизни Просветленного, потолки украшены резьбой, а двери облицованы серебром и слоновой костью.
В нижнем ярусе восседает Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя, а в одном из ларцов хранится фигура, вырезанная из цельного изумруда.
Отдельное помещение отведено под выставку подарков из других стран (Индии, Таиланда, Китая, Японии) - это золотые, белые, желтые, зеленые Будды.
Сам же Зуб хранится в "Зале прекрасного вида", вход туда разрешен лишь особым служителям культа. Исключения же делаются только для особо важных персон, какими в наше, например, время были английская королева Елизавета и легендарная Валентина Терешкова. Но ни та, ни другая так и не поделились своими впечатлениями от увиденного. Поэтому для иллюстрации приведем воспоминания русской путешественницы княгини Щербатовой, посетившей храм в 1890 году: "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег - карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб".
Так как храм находился на территории королевского дворца, доступ в него имели только король и главные священнослужители. Теперь, в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню. Каждый день сюда приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра - сок и цветы лотоса, в обед - рис с карри, к вечеру - сладости. Говорят, что всю эту пищу затем съедают жрецы и служители храма, в обязанности которых входит ритуальное воскурение ароматических веществ и возжигание ритуальных светильников.
В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити,
которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.
Один раз в году, в августе, в городе Канди проводится фестиваль Перахера (в переводе с ланкийского "шествие") - одно из важнейших событий в жизни буддийского мира. В этот день (вернее, в эту ночь), из храма на улицу в золотом ларце выносят Зуб Будды и помещают на спину самого крупного храмового слона, бивни которого украшены серебряными чехлами. Следующие десять ночей этот слон в сопровождении красочной процессии из десятка других слонов и одетых в муслин настоятелей монастырей и храмов, а еще факельщиков, барабанщиков и танцоров будет шествовать по городу.
|