Венский Cецессион (нем. Wiener Secession / Sezession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siecle. Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют венским Сецессионом.
Венский Сецессион основан 3 апреля 1897 г. Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманном, Йозефом Мария Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме Художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали берлинский и мюнхенский Сецессион. Первая выставка венского Сецессиона состоялась в 1898 г.
В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплатц (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом».
К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хоффманном. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта.
В 1903 г. Хоффманн и Мозер основали «Wiener Werkstatte» — производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.
14 июня 1905 г. из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул венский Сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем).
Выставочный павильон венского Сецессиона — Дом Сецессиона, часто называемый «Сецессионом», был построен в 1897—1898 гг. Йозефом Мария Ольбрихом. Это один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского модерна, известного также как Сецессион.
Большую часть расходов на строительство взяли на себя сами художники, город бесплатно предоставил земельный участок. Для города возведение здания связывалось с обустройством реки Вены и новым обликом площади Карлсплац (нем. Karlsplatz). Но эти планы, как и план разбить аллею между церковью Карлскирхе (нем. Karlskirche) и Домом Сецессиона, не были реализованы.
Формально благодаря своему золодому куполу (из позолоченной бронзы), получившему в народе название «капустный кочан», новое здание дополняет церковь Карлскирхе.
Под куполом красуется выполненный золотом девиз Сецессиона: «Времени — его искусство, искусству — его свободу», автором которого является Людвиг Хевези.
Левее входной двери разместился второй девиз «Ver Sacrum» (Святая весна), который отражал надежды на новый расцвет искусства.
Здание опирается на восьмиметровых бетонных колоннах, которые доходят в глубину до протекающего здесь под землей ручья Оттакрингер (нем. Ottakringer Bach), впадающего недалеко от этого места в реку Вену.
|