Летница — город в Болгарии. Находится в Ловечской области, административный центр общины Летница. Население города на 15 декабря 2008 года — 4234 человека. Расположен на левом берегу притока Дуная — реке Осым, ниже по течению и к северо-востоку от областного центра — города Ловеч, и выше по течению и к юго-западу от центра соседней общины — города Левски.
В 1963 году при строительстве овечьей фермы в Летнице был случайно обнаружен бронзовый сосуд, с множеством мелких разнообразных серебряных предметов, которые рабочие обнаружившие клад поделили между собой. Позднее археологи разыскали часть этих предметов (23 предмета) и поместили в музей в Ловече. Стилевой анализ предметов относит предметы к IV веку до нашей эры. Среди предметов украшения для конской сбруи и железная узда фракийского типа.
Естественно, кожаные части не сохранились, и место расположения украшений можно только предполагать с определенной долей уверенности.
На аппликациях видны различные изображения, не связанные напрямую с фракийским искусством, очевидно сильное влияние греческой культуры, но выполнены они, по всей вероятности во Фракии.
Археологи отмечают, что аппликации составляют две различные группы – ажурные, типичные для конской сбруи и знакомые и по другим находкам, и сплошные, при этом изображения на них, как правило, заключены в художественную рамку. Это придает кладу необычность и оригинальность.
Центральное место среди украшений занимает пластина для лба, на которой изображен лев, нападающий на быка. Далее следуют аппликации, отнесенные к группе "ажурных" изображений. В них представлены сцены противоборства между львом, грифоном и змеями, обращенными в их сторону. Возможно, что это аппликации для головной сбруи спереди и сбоку. На группе из семи украшений представлены характерные для фракийской торевтики образы грифонов: стоящих друг против друга в геральдической позе или нападающих на оленя, а также стилизованные головы грифонов.
Вторую группу образуют 15 аппликаций. Интересно отметить, что фигуры на них не всегда вмещаются в ограничивающую рамку, а выходят за нее. Как правило, пластинки четырехугольные и только одна имеет круглую форму. Основной образ – богиня с длинными прядями волос, облаченная в длинную, до земли одежду. В одном случае она гладит змею-дракона, а в другом - трехглавую змею. На восьми аппликациях представлены всадники, некоторые безбородые, другие же бородатые, все они в коротких одеждах, в ризницах и кномидах (наколенниках). Они стремительно несутся, выставив копья. На других аппликациях изображены сцены борьбы между животными: олениха, на которую напал волк; грифон, наступивший на лань; вставшие на дыбы борющиеся медведи. Только на круглой пластине изображены устремленные по кругу конские головы.
Внимательный анализ всех предметов клада позволяет понять, что они выполнены по крайней мере двумя мастерами торевтики. Изображения отличаются определенным примитивизмом и наивизмом, характерными для фракийского искусства. Следует принять, что их создание относится к IV веку до нашей эры, ко времени фракийского владетеля Котиса (383-360 гг.), а зарыты в землю были после его смерти во время одного из походов македонских властителей Филиппа и Александра Великого.
Украшение на аппликациях нужно рассматривать комплексно, в целом. Мотивы орнаментов и отдельные сцены выражают общую идею, которая состоит в том, что богини – одна из которых, несомненно, Деметра, а другая – Коре, изображены в русле фракийской традиции. Они вступают в половой контакт с Зевсом, представленным в виде змея-грифона или трехглавой змеи. Только на одной из пластин этот священный брак (хиерогамия) выражен как сексуальный контакт между мужчиной и женщиной. От этих контактов, согласно греческой мифологии, рождается бог Дионис, которому фракийцы дали имя Загрей. Предположение, что всадники на некоторых пластинках должны трактоваться как Зевс или Дионис, что не характерно для древнегреческого искусства, вполне правдоподобно. Это, несомненно, собственно фракийская трактовка эллинских мифов. Следовательно, мы встречаем тесное переплетение греческих и фракийских мифологем, благодаря чему появляются оригинальные и неповторимые изображения. Дополненные целыми или частичными фигурами животных или сценами с изображением животных, они вполне определенно вписываются в число самобытных фракийских памятников, созданных в так называемом “животном стиле”. В этом сакрально-художественном симбиозе заключается и особая важность и большое значение находки из села Летица.
На гербе Летницы также изображён предмет клада — фигурка фракийского всадника.
|