Мост Сечени, (Будапештский) цепной мост, венг. Széchenyi lánchíd — подвесной мост над р. Дунай, соединяющий две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Открыт в 1849 году, став первым постоянным мостом через Дунай.
Крайними точками моста являются: в Пеште — площадь Рузвельта (Дворец Грешама, Венгерская академия наук); в Буде — площадь Адама Кларка (Камень нулевого километра, нижняя станция Будапештского фуникулёра, ведущего ко Дворцу Буды).
Мост назван в честь венгерского политика графа Иштвана Сечени (Сеченьи), вложившего немало средств и сил в его сооружение. В момент сооружения мост считался чудом света (несколько лет спустя его превзошёл по размерам Николаевский цепной мост подобной конструкции). Мост сыграл важную роль в экономической и общественной жизни Венгрии, стал одним из стимулов объединения Буды и Пешта в один город Будапешт. Украшения моста изготовлены из чугунного литья.
Мост спроектировал британский инженер Уильям Тьерней Кларк в 1839 году по инициативе графа Сечени. Сооружением на месте руководил шотландский инженер Адам Кларк (не родственник У. Кларка). Мост представляет собой более крупномасштабную версию ранее построенного У. Кларком Моста Марло через Темзу в г. Марло, Бакингемшир, Великобритания.
Мост был открыт в 1849 г. и стал первым постоянным мостом в столице Венгрии. В то время он был одним из крупнейших мостов в мире (центральный пролёт составлял 202 м). Пары львов на каждом из входов были добавлены в 1852 году. Нынешнее наименование мост носит с 1898 года.
Стальная конструкция моста была полностью реконструирована и усилена в 1914 году. Во время Второй мировой войны мост был повреждён и нуждался в реконструкции, которая была завершена в 1949 году.
В 2001 году венгерский лётчик Петер Бешеньеи пролетел в перевёрнутом самолёте под мостом. Этот трюк стал стандартным для авиационных соревнований Red Bull. |