Фердинанд Порше (нем. Ferdinand Porsche; 3 сентября 1875, Мафферсдорф, Богемия — 30 января 1951, Штутгарт) — один из самых выдающихся автомобильных конструкторов XX века.
С раннего детства Фердинанд проявлял живейший интерес ко всему, что было связано с техникой: в пятнадцать лет он самостоятельно смастерил генератор и электрическую лампочку, и дом семьи Порше стал вторым в городе, освещаемым при помощи электричества.
Получив образование инженера, Порше в 1898 году начал работать в небольшой венской фирме Лохнер и К°. В 1899 году фирма выпустила автомобиль Лохнер-Порше (на фото внизу) очень интересной конструкции: бензиновый двигатель вращал генератор, а в колеса были вмонтированы электромоторы. Ведущими колесами были передние! Автомобиль произвёл настоящую сенсацию на мировой выставке в Париже в 1900 году. За его рулем Порше участвовал в гонках Зиммиринг-Берг.
В 1906 году фирма Лохнер перешла в собственность компании Austro Daimler, а Порше получил должность шеф-конструктора. В следующем году он создал четырехцилиндровый двигатель, предназначавшийся первоначально для самолетов и кораблей. Еще через год этот мотор мощностью 90 л.с. был установлен на автомобиль, подготовленный для традиционных австрийских гонок "Принц Генрих". Машина пришла к финишу второй, за рулем был сам Порше. В 1910 году "австро-даймлеры" завоевали все три первых места, причем первым был Порше, а в качестве механика в этот экипаж входил восемнадцатилетний хорват Иосиф Броз, много лет спустя ставший президентом Югославии Иосифом Броз Тито.
В 1923 году австрийского инженера на должность технического директора приглашает Mercedes, и Порше переезжает с семьей в Штутгарт. Пять лет он будет отвечать за перспективные разработки немецкой компании (переименованной при нем в Daimler-Benz после слияния с фирмой Daimler), и под его руководством на свет появится такой шедевр, как Mercedes-Benz SSK. На оснащенном семилитровым двигателем с механическим нагнетателем SSK, разгонявшемся почти до 200 км/ч, легендарный гонщик Рудольф Караччиола на рубеже тридцатых одержал немало громких побед.
Фердинанд Порше был влюблен в автоспорт и считал, что только спорт движет технический прогресс. Как-то конструктор посетил СССР по личному приглашению Сталина и, вроде как, услышал от вождя намек, что для него в советском правительстве готов министерский пост. Порше отказался от лестного предложения потому, что в стране Советов автоспорт никак не развивался, а инженер был согласен проектировать танки только параллельно с гоночными болидами. Такую возможность предоставил австрийцу другой великий вождь.
В апреле 1931 года Порше вместе с сыном, 22-летним Фердинандом-младшим, под рекламным слоганом "мы создаем, а также консультируем по всем вопросам разработки наземных, водных и воздушных транспортных средств" основал независимую фирму Dr. Ing. h. c. F Porsche AG. Первому заказу на проект компактного автомобиля с двухлитровым мотором, поступившему от компании Wanderer, они присвоили порядковый номер "007", чтобы клиенты не думали, что это действительно их самый первый заказ. Работа была выполнена блестяще, и тут же последовал заказ от Auto Union на гоночную машину весом не более 750 кг.
Auto Union P-wagon намного опередил свое время - машина скорее напоминает болиды Формулы-1 шестидесятых-семидесятых годов. В конструкции автомобиля широко использовались легкие материалы, в том числе алюминий, шестнадцатицилиндровый двигатель с нагнетателем и уникальной системой изменения работы газораспределительного механизма располагался позади водителя.
В 1934 году Порше получил главный заказ своей жизни, обессмертивший его имя: Адольф Гитлер собственной персоной поручил инженеру создать "народный автомобиль", на котором рядовой немец смог бы путешествовать по автобанам. Началу серийного производства модели KdF (будущий Volkswagen "Жук") помешала война, и только что возведенный завод KdF-Stadt перешел в распоряжение Люфтваффе. Те 630 экземпляров машины, что удалось собрать, до покупателя не дошли, а были распределены между высокопоставленными офицерами армии. В ходе войны таланту Фердинанда Порше нашлось еще больше применений, чем в мирное время. Он участвовал в разработке тяжелой бронетехники Tiger, Ferdinand/Elefant, Leopard и Maus, проектировал легкие штабные автомобили и амфибии Kubelwagen, Schwimmwagen и Kommandeurwagen. Параллельно шла дальнейшая доводка "народного" KdF.
После поражения Германии все семейство Порше переехало во Францию, но там их выследили и арестовали, не без помощи нового руководства компании Renault. Как и Луи Рено, Фердинанда Порше, его сына Ферри и мужа его дочери Антона Пиха обвинили в пособничестве нацисткому режиму и упрятали за решетку. Оставшаяся на свободе дочь инженера Луиза Пих начала борьбу за освобождение родственников, и через шесть месяцев сумела вытащить из тюрьмы брата. Ферри немедленно принялся за постройку полноприводной машины класса Формула-1 для итальянской фирмы Cisitalia. Заработанные на этом заказе деньги позволили ему в 1947 году выкупить у французов отца и Антона Пиха.
Порше обосновались в австрийском городе Гмюнде, где была создана автомобильная компания Porsche AG. Там они приступили к проектированию первой собственной машины на узлах "Жука", и в 1950 году началось производство первого автомобиля под маркой Porsche - купе модели 356. Фердинанд Порше скончался после перенесенного инсульта в январе 1951 года. Незадолго до смерти великий конструктор побывал в Вольфсбурге, и впервые своими глазами увидел, как сотни "Жуков" весело бегут по автобанам. Старик не мог удержать слез - мечта всей его жизни стала реальностью.
После себя Порше оставил более семи десятков оригинальных разработок. Он был удивительно многогранным творцом, создавая не только легковые автомобили и грузовики, но еще и танки, внедорожники, мотоциклы, локомотивы, авиационные двигатели и даже ветряные мельницы. Дело отца продолжил Фердинанд-младший (1909-1998). Именно его усилиями компания Porsche завоевала в автомобильном мире высочайший авторитет как выпуском спортивных и гоночных машин, так и "традиционным ремеслом" - выполнением различных заказов. Не секрет, что наши "восьмерка" и "десятка" в свое время прошли через руки специалистов Porsche. |