Мауриц Корнелис Эшер (нидерл. Maurits Cornelis Escher; 17 июня 1898 — 27 марта 1972) — нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов. Всего он создал 448 литографий и гравюр и около 2 тысяч рисунков и набросков.
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (например, известная гравюра "Небо и вода" - на рисунке внизу) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ.
Мауриц Эшер родился в городе Леуварден, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. С 1912 по 1918 годы Мауриц учился в средней школе. Хотя с раннего возраста он проявлял способности к рисованию, а позже - увлекался литературой, писал стихи и эссе, его успехи в школе были весьма посредственными. Он не смог сдать четыре выпускных экзамена и получить аттестат зрелости. В 1918 Эшер стал брать уроки архитектуры в Техническом училище Делфта. Из-за плохого здоровья он не справился с учёбой и был отчислен.
В 1919 году Эшер всё же поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме, которую закончил в 1922 году. Его учителем там был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние. В октябре 1921 года в Нидерландах выходит книга «Flor de Pascua» с иллюстрациями Эшера.
В 1922 году Эшер с двумя друзьями по художественной школе уезжает в Италию. Он рисует Вольтерру и Сиену, всю весну проводит за городом, рисуя пейзажи, растения и насекомых. Его гравюры по дереву издаются в юмористическом буклете «Easter Flowers», первой печатной работой, продавшейся большим тиражом, была «Святой Франциск» (проповедь птицам). В августе 1923 года в Сиене состоялась первая персональная выставка Эшера.
В 1924 году он женится на Джетте Умикер, дочери швейцарского промышленника. С ней он объезжает Геную, Аннеси, Брюссель, приезжают во Францию, а затем возвращаются жить в Италию. В Риме у пары рождается сын, Джордж. На крещении ребёнка присутствовали Виктор Эммануил III и Муссолини.
В конце 1920-х годов Эшер стал весьма популярен и смог провести в 1929 году пять выставок в Голландии и Швейцарии. В 1930 году у него родился второй сын, Артур. В 1930-40-е Эшеры живут в Италии, Швейцарии, путешествуют по Испании, в 1941 году возвращаются в Нидерланды.
В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивает большую выставку своих картин; ряд произведений продаётся. В 1950 году у Эшера проходит выставка в США, с 1948 года он становится известен как лектор. В 1955 году его посвящают в рыцари, он становится дворянином, а 30 апреля художник получает королевскую награду. В октябре 1958 года Джордж Эшер заканчивает университет и эмигрирует в Канаду.
В 1959 году после встречи с профессором МакГиллаври художник выступает на тему симметрии на международном конгрессе кристаллографии в Великобритании, в 1960 году читает лекцию по кристаллографии на кристаллографическом Конгрессе в Кембридже.
В 1965 году Эшер получает художественную премию города Хилверсюм (нидерл. Hilversumse Cultuurpreis), профессор Каролина МакГиллаври печатает «Symmetry Aspects of M. C. Escher’s Periodic Drawings» (Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера). В 1967 году королева Юлиана производит Эшера в рыцарский чин четвёртой степени (офицер ордена Оранье-Нассау). В 1968 году в Гааге была организована ретроспектива в честь 70-летия Эшера; в конце того же года Джетта, которая так никогда и не была довольна своим пребыванием в Голландии, возвращается в Швейцарию. Хотя формально супруги не разводились, они больше никогда не жили вместе.
В 1968 году, за 4 года до смерти, Эшер создал фонд The M. C. Escher Foundation для того, «чтобы сохранить наследие своих работ». The M. C. Escher Foundation продолжает организовывать выставки работ художника, выпускать книги и фильмы о нём и его работах. Однако, фонд не наследовал его авторские права.
В июле 1969 года Эшер создаёт свою последнюю гравюру на дереве — «Змеи». В 1970 году происходит ещё одна операция и госпитализация, Эшер переезжает в дом для престарелых художников нидерл. Rosa-Spier-Huis в городе Ларен, около Хилверсюма. В 1971 году публикуется «De werelden van M. C. Escher» (Миры Эшера), книга ещё при жизни художника была переведена на английский язык.
Эшер скончался 27 марта 1972 года в госпитале нидерл. Diakonessehuis в Хилверсюме.
У Эшера было три сына: Джордж (1926), Артур (1928) и Ян (1938). Старший из них, Джордж, регулярно читает лекции о творчестве отца.
В 2002 году в Гааге, в бывшем королевском дворце, ранее использовавшемся как выставочный зал (нидерл. Het Paleis), открылся музей Эшера, в котором выставлены наиболее его известные графические работы. В качестве владельца авторских прав выступает The M. C. Escher Company B. V. Этот фонд управляет всеми авторскими правами на работы Эшера, включая все изображения и текст, как устный, так и письменный. |